Путь к Победе: 17 апреля 1945, ровно 75 лет назад

1396-й день войны.  Войска 1-го Белорусского фронта, наступая на берлинском направлении, прорвали оборону противника на Зееловских высотах.

С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения. Враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во взаимодействии с общевойсковыми армиями пробили на ряде участков оборону на Зееловских высотах, противник начал отступать. Утром 18 апреля Зееловские высоты были взяты. Прорвав оборону зееловского рубежа, советские войска получили возможность ввести в сражение все танковые соединения уже на широком фронте. Однако и 18 апреля противник все еще пытался остановить продвижение наших войск, бросая навстречу им все свои наличные резервы и даже части, снятые с обороны Берлина. Только 19 апреля, понеся большие потери, немцы не выдержали мощного напора наших танковых и общевойсковых армий и стали отходить на внешний обвод Берлинского района обороны.

 Накануне начала Берлинской операции 1-я и 2-я бригады речных кораблей Днепровской флотилии принимали участие в артиллерийской поддержке 9-го и 4-го стрелковых корпусов, проводивших разведку боем. 16–17 апреля при прорыве обороны противника корабли поддерживали наступление наших войск артиллерийским огнем. Когда немецкие войска были оттеснены за пределы дальности стрельбы корабельной артиллерии, они переключились на отражение ударов авиации по переправам через Одер. За трое суток было сбито 12 самолетов и 3 самолета-снаряда Фау-1.

За 17 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 98 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 90 самолетов противника.

В Оттаве в этот день было подписано соглашение между правительствами СССР, Канады, США и Великобритании (известное, как “Четвертый протокол”) о поставках Советскому Союзу продовольствия и вооружений в целях оказания помощи в ведении войны против общего врага.

Потопление немецкого транспорта Гойя советской субмариной Л-3

Две торпеды, одна цель, множество уничтоженных нацистов — ровно 75 лет назад, в ночь на 17 апреля 1945-го, советская подлодка Л-3 атаковала немецкий военный транспорт “Гойя”. Из семи тысяч солдат и офицеров вермахта, находившихся на борту, спаслись лишь 185.

Ночная атака

Ко второй половине апреля 1945-го дизель-электрическая подлодка Л-3 типа “Ленинец” под командованием капитана 3-го ранга Владимира Коновалова уже много дней охотилась в водах Балтики. Субмарина патрулировала выход из Данцигской бухты, через которую немцы в рамках операции “Ганнибал” морем эвакуировали из Восточной Пруссии разбитые войска. Транспорт “Гойя” водоизмещением 5230 тонн уже совершил четыре похода и вывез на территорию рейха почти 20 тысяч солдат и офицеров вермахта. Пятый рейс стал для него последним.

Уже в сумерках 16 апреля Л-3 обнаружила конвой из трех транспортов и двух кораблей охранения севернее маяка Риксгафт. Коновалов через перископ выбрал для атаки самую крупную цель. Но чтобы угнаться за противником, субмарине пришлось всплыть и двигаться в надводном положении. Немецкие корабли шли быстро, и Л-3 выжимала из своих двигателей максимум мощности.

Советским подводникам помог случай. В 22:30 теплоход “Кроненфельс” лег в дрейф из-за поломки в машинном отделении. Весь конвой был вынужден остановиться. Неисправность устраняли около часа. К этому времени Л-3 уже совершила необходимые маневры и вышла на рубеж атаки. Коновалов отдал команду на пуск торпед около полуночи. Через несколько секунд гидроакустик доложил о двух взрывах в районе цели. Одна торпеда попала в машинное отделение “Гойи”, вторая взорвалась в носовой части. Рвануло так, что мачты корабля обрушились на палубу, в небо поднялись столбы огня и дыма. В считанные минуты транспорт затонул, переломившись пополам.

Гибель транспорта “Гойя” – это одна из самых крупных в истории морских катастроф: человеческие потери значительно превышают даже трагедию “Титаника”. Немецкие корабли сопровождения пытались преследовать Л-3 и даже сбросили несколько глубинных бомб, но подлодка успешно ушла от преследования.

Капитан Коновалов после окончания войны получил звание Героя Советского Союза – в том числе, за операцию с транспортом “Гойя”. Он был награжден орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”. Рубка прославленной Л-3, служившей до 1953 года, находится в музее на Поклонной горе в Москве.