Инклюзивное образование
В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
- Анкета руководителя по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в ГБОУ СОШ №19 г. Сызрани
- Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан
Локальные акты по организации обучения детей в ОВЗ:
- Положение об организации обучения лиц с ОВЗ
- Положение о порядке разработки и реализации ИОП
- Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ
- Положение об организации индивидуального обучения
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме
- Положение о группах комбинированной направленности в структурных подразделениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
- Положение о группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в структурных подразделениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
- План работы психолого-педагогического консилиума 2020-2021
- План работы психолога с детьми с ОВЗ 2020-2021
- Положение о предоставлении обучающимся (воспитанникам) с ограниченными возможностями здоровья специальных условий
- Положение об оказании логопедической помощи в ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
- Положение об оказании логопедической помощи в структурных подразделениях ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования
- Положение о порядке разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута в ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
- Положение о порядке разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута в структурных подразделениях ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования
- Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированную основную образовательную программу для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в структурных подразделениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, ГБОУ СОШ №19 г. Сызрани
Другие адаптированные программы смотрите в разделе Рабочие программы
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/
Эти программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступят к обучению в 1 классе массовой школы с 01 сентября 2016 года.
Условия созданные в ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани для обучающихся с ОВЗ
- Кадровое обеспечение
-
- В школе из 46 педагогов с детьми с ОВЗ работают 29 человека (63%). из них прошли курсовую подготовку 6 (13%)
- Узкие специалисты в штате учреждения:
- В школе
-
- Психолог – да (1 чел.)
- Логопед – нет
- Социальный педагог – нет
-
- В структурном подразделении
-
- Логопед – да (2 чел.)
- Дефектолог – нет
- Педагог-психолог – да (1 чел.)
- Социальный педагог – нет
-
- В школе привлекаются специалисты из структурных подразделений для реализации АООП логопед
- Заключены договора о сетевом взаимодействии
- ГБУ – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань,
- ГБУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностик и консультирования г.о. Сызрань,
- ГКУ Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям Западного округа»
- В школе
-
-
- График работы узких специалистов:
- Логопед день четверг,время работы 13.00-14.00
- График работа психолога (см. на страничке Школьной психологической службы)
- График работы узких специалистов:
-
- Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
- Мультимедийные средства.
- Версия официального сайта школы для слабовидящих.
- В ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани не реализуется дистанционное обучение детей инвалидов и лиц с ОВЗ в 2019-2020 учебном году
Анкета мониторинга профессиональных намерений учащихся-инвалидов и учащихся с ОВЗ
Достижения обучающихся
- Открытое Первенство г. Сызрани по русским шашкам, грамота за 1 место
- Соревнования г. о. Сызрань по паралимпийскому спорту, вид программы – шашки, грамота за 1 место
- Городской конкурс рисунков “Эстафета доброты “, сертификаты
- Парамузыкальный фестиваль “Поверь в мечту”, дипломы
Учащихся под руководством учителей активно работают на онлайн- платформе Учи.ру, где обучающиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме и участвуют в конкурсах онлай-олимпиадах по предметам. Олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», октябрь 2017, по математике, ноябрь 2017.
Нормативные документы
СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
- Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
- Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.
Дистанционное обучение не является единственной формой проведения учебных занятий, полностью исключающей непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Используется сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Дети, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому посещают занятия и в кабинетах образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах). По возможности организуется участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
В настоящее время формируется новая программа «Доступная среда в Самарской области на 2016-2020 годы», где будут определены приоритетные образовательные организации на 2016 год и последующие годы для выполнения мероприятий по созданию безбарьерной среды для детей с различными образовательными запросами и возможностями здоровья.
Куда обратиться за консультацией и поддержкой?
В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:
- Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань, расположенное по адресу: 446008, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5
Тел. (8464) 99-92-62 - Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу: 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24а.
Тел. (8464) 37-58-65
Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.
В Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.
Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.
Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:
-
Младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ. Занятия со школьниками проводятся в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время, с учетом работы учреждения.
-
Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.
-
Для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.
Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.
Телефон горячей линии Западного управления МОиН Самарской области (8464) 98-68-65
Положение о разработке и реализации адаптированных образовательных программ (АОП)
Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ
Положение об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ
–
Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ