Инклюзивное образование

В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

 

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Локальные акты по организации обучения детей в ОВЗ:

 

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-7 лет

Другие адаптированные программы смотрите в разделе Рабочие программы

Циклограмма оказания услуг сопровождения образовательного процесса педагога-психолога Харченковой Н.В. СП Детский сад №55 ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани на 2021-2022 учебный год

Циклограмма деятельности учителя-логопеда Арутюнян Т.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности СП Детский сад №55 ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани на 2021-2022 учебный год

Циклограмма деятельности учителя-логопеда Синяк А.Н. СП Детский сад №55 ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани на 2021-2022 учебный год

Циклограмма деятельности учителя-дефектолога Горсковой М.В. с детьми с ОВЗ в ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани на 2021-2022 учебный год

Циклограмма деятельности педагога-психолога Чередниченко Е.В. ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани на 2021-2022 учебный год

 


Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/

Эти программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступят к обучению в 1 классе массовой школы с 01 сентября 2016 года.

 


Условия созданные в ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани для обучающихся с ОВЗ

Мониторинг (доступная среда) по созданию условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

  • Кадровое обеспечение 
    •  В школе из 46 педагогов с детьми с ОВЗ работают 29 человека (63%). из них прошли курсовую подготовку 6 (13%)
    • Узкие специалисты в штате учреждения:
      • В школе
          • Психолог – да (1 чел.)
          • Логопед – нет
          • Социальный педагог – нет
      • В структурном подразделении
          • Логопед – да (2 чел.)
          • Дефектолог – нет
          • Педагог-психолог – да (1 чел.)
          • Социальный педагог – нет
      • В школе привлекаются  специалисты из структурных подразделений для реализации АООП  логопед
      • Заключены договора о сетевом взаимодействии
        1. ГБУ – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань,
        2. ГБУ для детей, нуждающихся в  психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностик и консультирования г.о. Сызрань,
        3. ГКУ Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям Западного округа»
  • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
    • Мультимедийные средства.
    •  Версия официального сайта школы для слабовидящих.
    • В ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани не реализуется дистанционное обучение детей инвалидов и лиц с ОВЗ в 2019-2020 учебном году

Анкета мониторинга профессиональных намерений  учащихся-инвалидов и учащихся с ОВЗ


Достижения обучающихся

  • Открытое Первенство г. Сызрани по русским шашкам, грамота за 1 место
  • Соревнования г. о. Сызрань по паралимпийскому спорту, вид программы – шашки, грамота за 1 место
  • Городской конкурс рисунков “Эстафета доброты “, сертификаты
  • Парамузыкальный фестиваль “Поверь в мечту”, дипломы

Учащихся под руководством учителей активно работают на онлайн- платформе Учи.ру, где обучающиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме и участвуют в конкурсах онлай-олимпиадах по предметам. Олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», октябрь 2017, по математике, ноябрь 2017.


Нормативные документы

Приказ министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  • Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  • Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  • Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ данной категории детей к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, их успешной социализации и интеграции в общество.

Дистанционное обучение не является единственной формой проведения учебных занятий, полностью исключающей непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Используется сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Дети, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому посещают занятия и в кабинетах образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах). По возможности организуется участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

В настоящее время формируется новая программа «Доступная среда в Самарской области на 2016-2020 годы», где будут определены приоритетные образовательные организации на 2016 год и последующие годы для выполнения мероприятий по созданию безбарьерной среды для детей с различными образовательными запросами и возможностями здоровья.

 


 Куда обратиться за консультацией и поддержкой?

В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:

  • Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань, расположенное по адресу: 446008, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5
    Тел. (8464) 99-92-62
  • Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу: 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24а.
    Тел. (8464) 37-58-65

Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся  в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.

Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:

  • Младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ. Занятия со школьниками проводятся в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время, с учетом работы учреждения.

  • Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.

  • Для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.

Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.

Телефон горячей линии Западного управления МОиН Самарской области     (8464) 98-68-65

Положение о разработке и реализации адаптированных образовательных программ (АОП)

Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ

Положение об инклюзивном обучении учащихся с ОВЗ

Положение об адаптированной рабочей программе  для детей с ОВЗ 

Положение об организации индивидуального обучения

Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме