Школьный психолог: “О влиянии политических движений на детей”

Доброго времени суток, уважаемые родители, обучающихся ГБОУ СОШ №19 г. Сызрани. Всвязи с недавними событиями, которые происходят в нашем обществе, хотелось бы поделиться с Вами информацией о психологических причинах данного явления. Почему наши дети активно вливаются в политические движения, толком даже не разбираясь, какие идеи продвигают последние… Все очень просто объяснить: мы все переживаем тяжелый год пандемии и изоляции, общество устало бояться. И так как человек существо, прежде всего социальное, то любая возможность почувствовать себя частью группы, очень горячо поддерживается. Этим грамотно воспользовались люди, манипулирующие идеями и идеалами в угоду собственной выгоде. Но насколько мне, как родителю приятно осознавать, что мой ребенок марионетка в чужих руках? Ели данный факт Вам не приятен, то предлагаю открыто говорить с детьми, даже на «взрослые» темы, не отмахиваться от них, думая, что они еще не поймут. Воспитание детей это наша ответственность, это тяжелый и ежедневный труд, но его никто не сделает за нас.
Приведу отрывок статьи ректора Восточно-Европейского института психоанализа, профессора Михаила Михайловича Решетников
Психологические детерминанты фанатизма и протестного поведения
Общеизвестно, что террористы-фанатики — это преимущественно молодые люди, для которых характерны такие свойства, как юношеский максимализм, романтика борьбы, склонность подвергать сомнению все устоявшиеся нормы и правила, а также устоявшиеся ценности в сочетании с энергичностью и агрессивностью психологических установок. При нахождении в здоровом социуме этим естественным психологическим потребностям молодых людей противостоит консолидированная позиция взрослого большинства и стабильное государство (как одна из важнейших родительских структур), и постепенно новое поколение становится социально более адаптивным.
Но ситуация качественно меняется, когда и это (взрослое) большинство оказывается в состоянии кризиса переоценки, общественного недовольства, пересмотра всех устоявшихся норм и правил и т.д., что сейчас характерно для всего мира, который, как уже отмечалось, входит в новую эпоху и переживает системный кризис смены парадигмы развития.
Обратимся к некоторым примерам, когда именно молодые люди становились знаковыми фигурами переломных исторических событий, и начнем с Великой Французской революции. Марат еще в 19 лет увлекается проблемой социальных преобразований, а Робеспьер — к 30 годам уже один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей, идейный вдохновитель террора, утверждавший, что смертная казнь является обязанностью любого революционного правительства. Джордж Вашингтон (будущий президент США) в 22 года стал командиром ополчения, участвовавшего в колониальной войне. Симон Боливар — едва примкнув к восставшим против испанского владычества, — в 27 лет получает звание полковника и титул губернатора Пуэрто-Рико. Джузеппе Гарибальди — в 26 лет уже член тайного общества «Молодая Италия». Лев Троцкий — с юности увлекся идеей революции и уже в 18 лет (!) создал подпольный кружок, в котором насчитывалось до 200 человек. Че Гевара — в 26 лет уже овеянный славой революционер. Дед нашего премьера-реформатора Аркадий Гайдар (несмотря на дворянское происхождение) в 14 лет уже член РКП(б), а в 17 — уже командир полка в Красной армии.
Таких примеров огромное множество. И эти имена известны всем, они остались в истории! Зачем годами учиться или работать, что-то изобретать, делать открытия или писать диссертации, когда можно обрести всемирную известность через борьбу? Как соблазнительно для молодых активистов!
В середине и второй половине ХХ века наиболее значимыми были антиимпериалистические выступления, основной движущей силой которых, как и ранее, была молодежь. Эти выступления активно поддерживались Советским Союзом, как оплотом всей системы противодействия капиталистической идеологии. С крахом этой системы образовался идейный «вакуум», и ничего нового или хотя бы интересного для молодых активистов предложено не было. В итоге, часть молодежной активности растворилась в сексе, алкоголизме и поп-культуре. А другая часть начала искать идейные опоры за пределами демократического «вакуума» и империалистического беспредела.
Затем на смену истощившегося и активно подавляемого антиимпериалистического движения пришли антиглобалисты, и также преимущественно молодые люди. Но и это движение, ощутив свою бесперспективность, постепенно снижает свой накал. А активная молодежь снова обращается к поиску хоть каких-то идеалов или чего-то более значимого, чем товарный фетишизм и материальное благосостояние.
Определенное количество исходно оппозиционно заряженных социальных активистов, настроенных на перемены и страстно желающих быть услышанными, всегда присутствует в любом обществе. Это нормально и естественно. Но если культура и социум не принимает, не обсуждает или исходно отвергает идеалы такого социального активиста, а наличная власть не обеспечивает его сколько-нибудь адекватной объяснительной системой современности, он легко может трансформироваться в социального фанатика. В принципе, крах любых идеалов и иллюзий может стать причиной «некоторого умопомешательства», как Н. Бердяев определял фанатизм. Здесь уместно еще раз напомнить о все еще провозглашаемых в идеалах демократии и о том, насколько они верифицируются в реальной жизни современного демократического сообщества.
Пропагандисты запрещенной в РФ ИГИЛ и идеологи цветных революций и майданов обещают этим активистам гораздо больше — новый мир, в котором не будет богатых и бедных, «более равных», слуг и господ, неправого суда, коррупции и взяточничества, курения и наркотиков, алкоголя и проституции, двойных стандартов и однополых браков, порнографии и гей-парадов и т.д. Безусловно, эти идеи — очередные иллюзии и манипуляции, основанные на ведущих факторах общественного недовольства. Однако для молодых активистов, разочарованных в предлагаемом им образе жизни, в ряде случаев они оказываются более чем привлекательными.
Мне часто приходится встречаться со студенческой молодежью. Большинство соглашается, что эти лозунги — очередная иллюзия, и признают, что построение такого идеального общества невозможно. А некоторые говорят: «Это вы смирились с тем, что это невозможно!» Другие формулируют эту идею с мрачной обреченностью: «Даже если это невозможно, главное — выйти из исторического нравственного тупика, куда весь мир завела насквозь лживая западная демократия и идея общества потребления, уподобив людей скоту».
«Перемен требуют наши сердца…»
Мы все еще действуем на (выдвинутой младореформаторами в качестве основной) платформе экономизма и недооцениваем роль и силу идей. И пока ничего не противопоставили идеологии терроризма и общественного протеста. Предшествующий и современный опыт человечества со всей очевидностью демонстрирует, что ни общая территория, ни общий язык, ни общая история не делают конкретный социум единым народом. Только обращение в общее будущее является главным консолидирующим фактором, и этот образ должен быть ясным, понятным и привлекательным.
Идея справедливости — это не только лозунг, но и маркер. Дискуссия о справедливости и периодическое усиление несправедливости идут на протяжении всей истории человечества параллельно. Однако усиление этой дискуссии является маркером потребности перемен. Демократия — это весьма противоречивый общественный институт, так как провозглашенные ею лозунги свободы, равенства и братства, так же как идеи справедливости и равенства возможностей, все меньше подтверждаются в реальной жизни.
Относительно уверенно можно сказать только одно: смыслы жизни и справедливость не находят, а обретают в борьбе, но эта борьба должна вестись цивилизованными методами.
Заключение
Материал о том, как период изоляции и ограничения инстинктивных потребностей людей в широких социальных контактах повлияли на их психическое состояние и стимулировали регресс к стадным формам поведения, был опубликован «Психологической газетой» ранее, и не буду его повторять. Но лишь еще раз подчеркну, что, хотя мы и принадлежим к стадным представителям живого мира нашей планеты, не стоит уподобляться им полностью. Некогда мы осознали свою исключительность и обозначили себя в качестве «Человека разумного». Признаков трансформации этого нового вида в «Человека мудрого» пока не так много, но они уже есть, и это дает надежду на более счастливое и более нравственное будущее.