Мы вместе!

Каникулы для детей , как правило, долгожданная и радостная пора. Но иногда актуальные события вносят свои коррективы. Так отдых в условиях самоизоляции, не всегда укладывается в наше обычное понимание. Дети и родители испытывают конфликт интересов, когда ожидание и реальность не совпадают. Что же делать в такой ситуации.
Нами была разработана программа, преодоления возможных психологических трудностей, возникающих в контексте, вышеописанных обстоятельств. Данная программа включает такие темы как «Коммуникация», «Конфликт», «Личность», «Чувства», «Семья» и другие, а также серии психологических тренингов по данным темам. Это обусловлено тем, что и родители, и подростки с большим интересом занимаются практическими заданиями, чем воспринимают теоретический материал. Практические занятия, которые проводятся в форме упражнений, методик, тренингов предназначены для овладения родителями и детьми навыками решения задач, связанных с психологией; для полного проявления личности каждого участника занятий, необходимого для их самосознания и саморазвития.
Нами была избрана индивидуальная и групповая работа с родителями и детьми, поскольку уже давно отмечено психологами, что она имеет терапевтический характер, т. к. имеет «эффект эмоционального возбуждения и заражения». А также групповая работа обладает так называемыми «лечебными факторами»: сплоченность, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, имитирующее поведение и др. Они способствуют самопознанию каждого участника группы и его саморазвитию.
Опыт работы с родительскими группами показывает, что менталитет родителей (скованность, робость, догматичность, низкий уровень мотивации) не позволяет использовать лишь активные методы групповой работы. К тому же родителям необходимо и информационное психолого-педагогическое знание, поэтому в групповой коррекционной работе с ними широко используются как традиционные формы групповой работы (минилекции, беседы, дискуссии), так и инновационные (сюжетные и психотехнические игры и упражнения, элементы драмы, проективное рисование, элементы видеотренинга, элементы социально-психологического тренинга, коллективные игры на сотрудничество и др.).
Значимость индивидуальной работы с родителями мы видим в особой социально-педагогической направленности всего курса занятий, которая предполагает не только осмысление участниками группы особенностей межличностных взаимоотношений, что дает родителям возможность понять причины конфликтности ребенка, но и стимулирует родителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители приобретают знания о способах поведения в конкретных внутрисемейных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком, анализируют способы преодоления трудностей в общении с ребенком. Потенциальные возможности групповой работы с родителями подтверждают ее значимость для гармонизации детско-родительских отношений.
Стимулом для активности подростков и родителей, их творческого отношения к занятиям, целенаправленной деятельности участников группы во время занятий и развитие рефлексивных умений служат домашние задания, предлагаемые родителям. Домашние задания разноплановы: «Хронометраж времени, которое Вы проводите с ребенком», «Оцените Вашу тактику предъявления требований ребенку», «Опишите свое поведение по отношению к ребенку, когда Вы испытываете удовольствие от общения с ним», «Напишите письмо своему ребенку и расскажите о своих детских впечатлениях», «Заполните вместе с ребенком “Визитную карточку».
Работа проводится по опросу, ну и на особом контроле семьи воспитывающих сложных ребят, состоящих на учете в ПДН. Отдельная группа, требующая внимания – это выпускники, которые уже находятся в состоянии предэкзаменнационной тревожности и всеми трудностями.