О школьном самоуправлении…

(заметки начинающего председателя школьного Совета старшеклассников)

Что такое самоуправление? На что оно способно? Нужно ли моей школе ученическое самоуправление? Я думаю, многие школьники, знакомясь с ученическим самоуправлением, задают себе эти вопросы, и я не исключение. Ученическое самоуправление – это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями; право, которым обладают все ученики, на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. В самоуправлении главное – это деятельность, направленная на совершенствование коллектива.

Сегодня почти в каждой школе есть немало вопросов, от решения которых зависит дальнейшие условия обучения школьников. Важно решать эти вопросы с учётом мнений учеников. Если Администрация школы перед тем, как принимать решения, касающиеся учеников, будет советоваться со школьниками, прислушиваясь к мнению ребят,то ученики увидят: самоуправление – это не формальность, это способ повлиять на политику школы . В этой ситуации им будет небезразлично, кто представляет их интересы в ученическом совете. Постепенно самоуправление будет набирать обороты, становиться престижным, расширять сферу своего влияния. А это – уже совсем другая школа. У нас ещё пока не всё так, как мне мечтается, однако о многих вещах я вправе рассказать.

Школа – это маленькая модель общества. Наш совет обучающихся состоит из учеников восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Наша модель ученического самоуправления состоит из: центра КТД, центра внешней политики, Медиа-центра, совета старост, школьной конференции, председателя и заместителя председателя школьного совета обучающихся. Мы проводим выборы на должности кураторов центров, председателя совета обучающихся и его заместителя, председателя совета старост. Здесь каждый может выдвинуть свою кандидатуру и участвовать в выборах как избиратель. Выборы в школьный совет составлены на примере государственных выборов. На этом примере обучающиеся с подросткового возраста могут понять, что их голос важен.

Любая школа, как мне кажется, сильна своими традициями. И для лидера ученического самоуправления важно их знать и развивать. Помню себя ещё в начальной школе, когда с нетерпением ждала Дня самоуправления. Это значит, что вместо нашей любимой учительницы нас будут учить старшеклассники, а мы сможем «себя показать» и не подвести учителя… Теперь я уже сама принимаю участие в организации такого Дня в школе, и не только провожу уроки, но и организую процесс их проведения старшеклассниками. День Учителя — это действительно замечательный праздник, несмотря на то, что он требует большого количества затраченных сил и ответственности. Проведение таких уроков даёт опять ораторского мастерства. А это немаловажный навык для взрослой жизни. В этот день у нас в школе существует традиция: утром, до начала занятий, старшеклассники с нетерпением ждут учителей у входа с шарами и цветами.

Среди других традиционных праздников хотелось бы отметить ежегодный осенний бал. Здесь каждый класс представляет концертный номер, проходит конкурс на короля и королеву бала, и, конечно, самая важная часть — дискотека.

Каждый год мы проводим смотр песни и строя. В этом конкурсе участвуют ребята с первого по четвертый класс, а старшеклассники им помогают. Одно чувство – самому выполнять команды, участвовать в конкурсе, совсем другое дело – воспитывать младших, тренировать их и радоваться их достижениям и успехам!

Как продолжение этого направления нашей работы – митинги у мемориальной доски Героя России Алексея Кириллина, а также возложения цветов к памятникам, в преддверии праздника Победы, эту традицию мы тоже передаём от старших к младшим.

Новый год, Международный Женский день, День защитника отечества, Масленица, Торжественная линейка 1 сентября, Праздник Последнего звонка, Выпускной вечер, посвящение в пятиклассники – это особые вехи школьной жизни, каждой из которых можно посвятить целые сочинения. Главное – чтобы они при всей своей традиционности получались свежими, неповторимыми. А нам это удаётся, так как всегда есть лидер, есть актив, который ему помогает. Не будь этого, вряд ли в нашей школе стали бы появляться победители регионального конкурса «Ученик года»!

Жизнь наша состоит не только из праздников. И лидеру зачастую приходится думать об обыденных вещах, а иногда и просто взять веник, тряпку и показать пример на уборке, спеть песню и подбодрить своих друзей на субботнике, проконтролировать дежурство по школе. Зато как приятно, когда утром в фойе школы вас встречают нарядные юноши и девушки, с удовольствием выполняющие обязанности дежурного!

Школьное самоуправление — это наука о том, как правильно взрослеть, сохраняя искренность и эмоциональную наполненность в общении с ровесниками и взрослыми, приобретая опыт работы в коллективе и внутреннюю дисциплинированность. Школьное самоуправление – это наш первый и важный жизненный опыт правильного общения с людьми.

Я лидер! От меня зависит многое, конечно,
Однако трудностей я в жизни не боюсь –
Чтоб дело в коллективе шло успешно,
Я вместе с коллективом радостно тружусь!