Профориентация обучающихся в рамках проекта «Билет в будущее»

Профориентация обучающихся – приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом. В данный момент обучающиеся школ включены в большое число разнообразных профориентационных мероприятий: от профориентационных тестов, которые проходят большее количество обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения.
Однако существующие подходы и организационные формы профориентации не в полностью обеспечивают раннюю профессиональную ориентацию обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных организаций. Первый запуск проекта в 2018 году «Билет в будущее» на базе ОГБПОУ «Ульяновский строительный колледж» показал, что большая часть обучающихся 6-11 классов при выборе профессии или специальности демонстрируют неосознанную некомпетентность – то есть не просто отсутствие подготовленности к адекватному выбору своего профессионального пути, но непонимание самой необходимости выбирать путь и удовлетворенность своим текущим положением. Из этого, следует, что традиционные подходы к организации профориентационной работы с обучающимися школ , не учитывающие низкий уровень их осознанности, требуют радикального обновления, что и осуществляется в рамках проекта «Билет в будущее».
Цель проекта – формирование осознанности и способности школьников к выбору профессионального пути.
Целевая аудитория проекта – обучающиеся 6-х–11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект «Билет в будущее» не является заменой существующих мероприятий и не призван решать все проблемы в области профориентации обучающихся . Его главные задачи – систематизация и совершенствование существующих практик профориентации с применением массовых цифровых инструментов, активное включение обучающихся школ в процесс самоопределения на основе неоднократных профессиональных проб, накопление портфолио обучающегося и выработка рекомендаций по построению индивидуального учебного плана, в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями по итогам участия в проекте.
Одним из главных мероприятий проекта «Билет в будущее» является проведение мини-проб по компетенциям. На базе ОГБПОУ «Ульяновский строительный колледж» проходило мероприятие в формате мини-пробы по компетенции «Столярное дело». В этом мероприятии принимало участие более 70 школьников Ульяновской области.
Совокупность мини-проб как формат практического мероприятия в рамках проекта «Билет в будущее» представляет собой однодневное событие, в ходе которого школьники выполняют ряд практических заданий по различным профессиональным компетенциям. Проба подразумевает работу участников с материалами, инструментами, оборудованием, программным обеспечением, в условиях, максимально приближенных к реальным в рамках конкретной компетенции, с возможностью ролевого моделирования и игровой адаптации.
Мини-пробы являются дневным форматом и предполагают взаимодействие с экспертами, являющимися носителями соответствующих профессиональных компетенций. В ходе взаимодействия участники получают от эксперта общие теоретические и практические знания о компетенции, обратную связь по итогам мини-пробы и ответы на интересующие вопросы в ходе беседы.
Мини-пробы рационально организовать в рамках профориентационного события как вовлекающую активность, которая усилит мотивацию подростков к участию в данном событии и интерес к профессиональным компетенциям и сферам, представленным на нём.
Площадкой для данного формата могут стать следующие мероприятия:
-день открытых дверей на предприятии, в учебном заведении;
-чемпионат профессионального мастерства;
-профессиональная выставка, форум, конгресс;
-ярмарка вакансий;
-ярмарка учебных заведений и т.п.
Задания для мини-проб должны быть предоставлены научно-методическому совету Министерства просвещения Российской Федерации по реализации проекта «Билет в будущее» до начала мероприятия.
По итогам участия в серии мини-проб педагогу-навигатору рекомендуется провести работу по получению обратной связи, самооценке и рефлексии участников.
Варианты методов проведения:
1 Индивидуальная беседа о результатах.
2 Групповая рефлексия
3 Заполнение индивидуального опросника по итогам участия в пробе.
4 Прохождение контрольного тестирования с измерением изменений по итогам участия в мини-пробе
По завершению прохождения мини-пробы каждый участник после посещения пробы оставляет в личном кабинете обратную связь, оценивая мероприятие по трем критериям:
– интерес;
– результативность (получение новых знаний и навыков);
– работа экспертов.
Давая обратную связь, эксперту рекомендуется выделить сильные и слабые стороны , подчеркнуть перспективы развития участника в данной и других профессиях. Наибольшее значение это имеет для пробы ознакомительного формата, когда участнику важно не только увидеть себя в той или иной профессии или специальности , но и понять свои сильные стороны, на основе которых он может пробовать себя в других направлениях.